Вели Алибеков, президент Центра Политических Технологий, вице-президент Ассоциации Содействия Развитию Гражданского Общества в Азербайджане, директор электронного журнала “Karabakhinfo.com” дал эксклюзивное интервью нашему порталу
-Как в Азербайджане восприняли условия, которые выдвинул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев перед Арменией для вступления в ТС?
-Естественно, что любая инициатива, связанная в той или иной мере с армяно-азербайджанским, нагорно-карабахским конфликтом и отвечающая справедливым ожиданиям Азербайджана, с восторгом воспринимается общественностью этой страны.
Разочаровавшись в международных посредниках, «стесняющихся» называть вещи своими именами, а именно, агрессию – агрессией, агрессора – агрессором, Азербайджан рад любому проявлению солидарности, в особенности, если это исходит непосредственно от главы государства. Условия господина Назарбаева большинством были восприняты именно так, чему были посвящено немало аналитических статей в азербайджанской прессе.
Вместе с тем, не следует сбрасывать со счетов и тот момент, что казахстанский лидер на самом деле, возможно, хотел еще раз продемонстрировать значимость своей страны в объединении, единоличным лидером которого считается Россия. Если рассуждать логично, то следуя духу этого поступка, господин Назарбаев вообще должен выступать против нахождения своей страны в объединении наряду со страной-агрессором, оккупировавшей 20 процентов тюркской территории. Этого не происходит, Казахстан и Армения также партнеры по ОДКБ, и в свете всего этого, шаг господина Назарбаева вряд ли можно назвать демаршем в пользу Азербайджана.
Некоторые эксперты даже предполагают, что попытки президента страны, которая претендует на лидерство в Евразийском Союзе, закрыть путь Армении в ТС с таким «опасным балластом», как Нагорный Карабах, можно связать с обеспокоенностью о будущем Таможенного Союза. Ведь, при участии в ТС и Нагорного Карабаха, эта структура стала бы жестко и планомерно торпедироваться все больше и больше набирающим международный вес Азербайджаном на всех уровнях, что, естественно, привело бы к парализации ее деятельности.
Если копнуть еще глубже, то выясняется, что препятствование вступлению Армении в ТС, на самом деле не отвечает геополитическим интересам Азербайджана, так как это привело бы к охлаждению отношений между Западом и Арменией, что открывало Азербайджану большой простор для успешной деятельности именно в этом направлении.
— Какая сейчас обстановка на карабахском фронте? Приходят тревожные вести. Правда, что армяне подтягивают новые силы в регион?
-Необходимо отметить, что с начала режима прекращения огня, договоренность о котором была достигнута в 1993-ом году при посредничестве Минской Группы ОБСЕ, погибло больше людей, чем за все время ведения боевых действий. Ежечасно жертвами снайперских пуль становятся не только военные, но и некомбатанты – старики, женщины и, что особенно неприемлемо, дети.
Минируются и рекой переправляются в азербайджанские села куклы, от которого несколько лет назад погиб ребенок. Действия оккупанта уже давно вышли за рамки гуманности и человечности… Постоянно нарушается режим прекращения огня. Однако постепенно становится ясно, что Армения явно проигрывает Азербайджану в военном соотношении. Военный бюджет Азербайджана уже превосходит государственный бюджет Армении. Всем, и даже Армении уже ясно, что эскалация напряженности и начало активных боевых действий, будет на руку только Азербайджану.
— Может ли Азербайджан в ближайшее время разрешить Карабахский вопрос военным путем? Как к этому относится азербайджанское общество?
-Возможность восстановления территориальной целостности Азербайджана военным путем зависит от объективных и субъективных факторов. Естественно, все прекрасно понимают, что Армения проигрывает Азербайджану по всем параметрам, будь то военный потенциал, людские ресурсы, экономическая мощь и что-либо другое. и начнись завтра война, Армении едва ли хватит дня на 3-4.
Но есть еще и субъективный фактор в лице России, которая имеет военную базу на территории Армении и свои интересы в этом регионе. и известное военное вмешательство России в Грузии показало, что ради защиты своих интересов эта страна готова на все. Несмотря ни на что, ясно одно — азербайджанское общество никогда не смирится с потерей своих исторических территорий, которые одновременно являются и центрами культурного и материального наследия азербайджанцев. Рано или поздно эти территории будут освобождены или за столом переговоров, или на поле битвы.
— Сегодня 20 процентов территории Азербайджана, включая 8 сел Казахского района оккупированы агрессорами. Есть ли надежда на сохранение тюркских памятников истории на захваченных землях?
-Сразу надо отметить, что действия армянских оккупантов на оккупированных территориях нарушают положения Гаагской Конвенции от 1954-го года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», Европейской конвенции 1992-го года о защите археологического наследия, конвенции ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» 1972-го года.
За время оккупации варварски уничтожаются не только курганы, но и кладбища, могилы, надмогильные плиты, храмы, мечети. Варвары также разрушают известные на весь мир Азыхскую и Тагларскую пещеры – одни из первых стоянок первобытного человека. На оккупированных территориях остались 13 (6 архитектурных и 7 археологических) памятников общемирового, 292 республиканского и 330 местного значения, 22 музея с более 40 000 экспонатами, 927 библиотек с книжным фондом 4,6 миллионов книг и т.д.
Надежды на их сохранение никакие. Международные организации, как обычно, молча наблюдают со стороны за этим варварством.
— Сейчас все больше активизируется ТюркПА. Может ли эта структура сделать Карабахский вопрос своей основной повесткой дня? Что для этого нужно?
-Естественно может. и, думаю, никто из стран-участниц не станет выступать против этого. Однако необходимо рассчитать, что даст это на данном этапе Азербайджану и этой структуре? Будет ли в состоянии молодая структура нести на своих плечах такое бремя и какой эффект это даст? Не станет ли это причиной давления на его участников со стороны некоторых факторов международных отношений?
Надо учесть и то, что на сегодня интеграция тюркских народов не достигла желаемого уровня и не представляет собой сплоченный кулак. К тому же, сами участники этой структуры пока еще уязвимы, и не готовы к серьезным испытаниям…Поэтому, взвешивая все за и против, осмелюсь высказать мнение, что на сегодня не стоит обременять ТюркПА карабахской проблемой. Единственной программой ТюркПА сегодня должна быть ускорение интеграционных процессов внутри тюркского мира.
— В Казахстане проживает большая азербайджанская диаспора. В том числе, беженцы из Карабаха. От них мы знаем о трагедии в Ходжалы. Будет ли это чудовищное преступление признано актом геноцида? Как вы считаете?
-Азербайджан ведет целенаправленную политику в вопросе признания трагедии в Ходжалы актом геноцида. На сегодняшний день, уже 6 государств (Мексика, Пакистан, Босния и Герцеговина, Колумбия, Чехия, Перу) и более 15-ти штатов США признали это чудовищное преступление геноцидом. Работа в этом направлении продолжается, и мы надеемся, что рано или поздно все виновные в этой трагедии, понесут заслуженное наказание…
— и последний вопрос. Каким вы видите будущее Карабаха?
-Карабах будет освобожден, и за короткие сроки эта израненная войной и обагренная кровью земля начнет возрождаться. Беженцы вернутся в свои дома, начнут возделывать плодородные земли и кормить семью. Естественно, надо подумать и об армянах – что будет с ними? Конечно, они тоже будут жить на этой прекрасной земле, носить гражданство Азербайджана и пользоваться всеми благами, которыми пользуются граждане Азербайджана.
Вели Алибеков, президент Центра Политических Технологий, вице-президент Ассоциации Содействия Развитию Гражданского Общества в Азербайджане, директор электронного журнала “Karabakhinfo.com”