Формирование и развитие международного армянского терроризма: взгляд сквозь время (II часть)

621 000 и 1 130 000 (первый демографический этюд)
Рамиз Севдималыев: Формирование и развитие международного армянского терроризма: взгляд сквозь время (IV часть)
Асиф Усубалиев: Политический фарс Армении
(Продолжение)
Отметим, что трансграничная деятельность армянских боевиков носила не спорадический, а системный и продуманный характер. Армяне, подданные цар­ской России, тайно доставляли на территорию Османского государства, не только оружие, но и развернули разветвленную агитационную деятельность. С террито­рии Южного Кавказа, входившей в состав России,  в Турцию доставлялись газет­ные материалы и брошюры, призывающие армян, подданных Османского госу­дарства, к вооруженному восстанию, сепаратизму и подстрекательствам про­тив мусульман. В частности, как указывается в донесении Управления внутрен­него контроля Министерства внутренних дел Турции, 18 января 1887 года была конфиско­вана книга под названием «Карабах», отправленная из России этни­ческим армянином по имени Оганнес. В информации Кабинета министров Тур­ции, адресованной Министерству внутренних дел от 8 октября 1903 г. сооб­ща­лось об изъятии двух брошюр, распространяемых среди армян российским подданным Аристакисом, прожи­вавшим в Карабахе и являвшимся одним из лидеров армян­ских организаций. В этих и других материалах лидеры армянских организаций призывали армян, подданных царской России, Османского государства и Персии, к вооруженным восстаниям с целью создания надуманной «Великой Армении» и «Армении от моря до моря» на территориях указанных государств.
Второе, армянский терроризм с момента своего по­явления внес множество нововведений для развития тер­роризма во многих странах мира, он стал без преувеличе­ния примером и своего рода «академией» для других ана­логичных организаций. Се­годня международный терро­ризм, если можно так выразиться, «должен быть обязан­» армян­скому терроризму за «обогащение» своим опытом и за то, что, армян­ский терроризм для междуна­родного терроризма стал своего рода ориен­ти­ром, указы­вающим последнему пути и методы развития.
Армянские терро­ристы, напавшие на Осман­ский банк во Франции. Фото: wikipedia
Известно, что 26 августа 1896 г. армянские терро­ристы напали на Осман­ский банк. Данная акция сыграла «особую роль» в развитии террористи­ческой деятель­но­сти в мире и вот спустя более ста лет метод, к которому прибегли армянские тер­рористы во время этой акции, ос­тается самым распрос­тра­ненным и излюблен­ным методом для международных террористических организаций. Так, во время этой акции, организованной «Дашнакцутюн», армянские террористы взяли в за­лож­ники мирных граж­дан. Другим нововве­дением для террористи­ческой дея­тель­ности стало предъявление террористами требований властям. В этом сенсацион­ном террористическом нападе­нии треть­ей отличительной чертой стало то, что тер­рори­стам удалось получить гарантии беспрепятственного вы­езда за пределы Ос­ман­ской Турции. Этот акт насилия, начавшийся тем, что террористы «ворва­лись в банк, бросили бомбы и забаррикадировались мешками серебряных монет, продол­жая стрелять во всех направлениях», имеет еще ряд важ­ных особенностей. Отме­тим, что нападение на Османский банк, было совер­шено тремя этни­ческими армя­нами, являющимися под­данными царской России. Помимо этого, у терро­ристов было изъято много оружия и взрывчатых веществ. Турец­кая сторона орга­ни­зо­вала выставку конфискованного у террористов оружия, кото­рая скоропали­тель­­но была за­крыта после вмешательства послов иностранных госу­дарств.
Данная акция стала и продолжает служить классиче­ским примером и образцом для последующих террори­стических актов насилия во всем мире. До сих пор ме­тоды террористического нападения не изменились: со­вершение террористических акций гражданами одной страны на территории другого государства; взятие залож­ников; предъявление властям требования; полу­чение га­рантии выезда в одну из иностранных государств; покро­ви­тельство терро­ристам иностранными государствами в угоду своим геополи­тическим и иным устремлениям, ставшее, на наш взгляд, типичным примером применения веду­щими державами «двой­ных стандартов» в XIX веке.
Отметим, что захват заложников на сегодняшний день остается самым рас­прост­­раненным методом терро­ристической деятельности: террорист или груп­па терро­ристов совершают нападение на относитель­но изолиро­ванный объект (зда­ние, самолет, автобус, корабль и др.), где обычно скапливается много людей. Они устанавли­вают контроль над этим объектом, берут находящихся там людей в заложники и предъяв­ляют властям требова­ния (часто эти требования поступают властям через со­общников исполнителей этих акций). В этих требова­ниях содер­жится угроза убить заложников, в случае невыпол­нения властями требо­ва­ний террористов в установленный срок. Часто власти вступают в пере­го­воры с тер­ро­ри­стами, которые редко бывают эффек­тив­ными. В зависи­мости от резуль­татов этих переговоров либо залож­ники освобож­даются после выполнения властя­ми тре­бований террористов, либо власти предпринимают штурм, кото­рый, как прави­ло, приводит к жерт­вам среди заложников. Поэтому метод взятия терро­ристами залож­ников, «осно­воположниками» которого являются армян­ские терро­ри­сты, остается одним из самых общественно опасных ме­тодов тер­рористи­ческой деятельности.
Третье, армянский терроризм с момента своего ста­новления отли­чался особой жестокостью и изощренно­стью, совершаемых ими наси­лий, при этом для достиже­ния своей цели эти насилия почти всегда обора­чивались и против тех этнических армян, которые не хотели стано­виться соучастниками кровавых акций, совершаемых ар­мянскими терро­ристами.
В частности, про­грам­ма «Гнчак», как указывает французский ученый Малевил, гласила: «Убивать турок и курдов в любых условиях, никогда не щадить армян, которые предают свои цели, и мстить им». Для борьбы за создание на территории Турции армянского госу­дарства идеологи «Гнчак» по всей Европе собирали деньги с целью закупки оружия. Сбор де­нег для фи­нансирования деятель­ности «Гнчак» произво­дился, как пра­вило, путем шантажа и запугивания, при этом несоглас­ные с деятель­ностью «Гнчак» армяне жес­токим образом унич­тожались. Изощренные спо­собы ис­требления несогласных армян и пред­умыш­ленная прово­кация явились одним из основных элементов в деятельно­сти «Гнчак» по созданию атмосферы страха в среде ар­мян. В частности, в 1895 году армянские террористы Авет Авека и Калуст Андросян, являющиеся членами этой партии, «готовили великое «ванское восстание», которое долж­но было на­помнить миро­вой общественности о «зверствах, совер­шен­ных турками». Такие действия требо­вали денег, много денег и много жертв. Аббат Ахтамарского мона­стыря, что у озера Ван, предполагал внести вклад мона­стыря по частям. Он отказался запла­тить сразу, так как считал, что армяне в Османской империи жили счастливо. Его отказ стоил ему и его секретарю жизни: оба были убиты и четвертованы. Затем их трупы были брошены в озеро. Преемник аббата охотно заплатил требуемую сумму» и во время акции, начав­шейся годом позже, ар­мянские террористы истребили почти все мусуль­манское население Вана.
Профессор департамента политических наук Теннесского Технологического Университета Майкл Гюнтер также указывает, что «террористические акции «Дашнакцутюн» были направлены не только против официальных лиц Осман­ского правительства, но и против тех армян, которые не отвечали дашнакским интересам». Армянский политолог Ж.Либаридян в 18-м ежегодном собрании Ассоциации Ближ­невос­точного исследования, состоявшемся 3-6  ноября 1983 года в Чикаго (штат Иллинойс), выступил с докладом на тему «Корни полити­ческого насилия в недавней армянской истории». Он в своем докладе представил статистические данные о политических убийствах с 1904 по 1906 год, совер­шен­ных армян­скими терро­риста­ми в Баку и Тифлисе, а также в Ване и его окрестностях. Согласно представленным Ж.Либа­рид­яном данным, которого цитирует про­фессор Лоури, в этот трехлетний период было совершено 105 политических убийств, в результате которых были убиты 56 армянских информаторов, 32 русских и турецких чиновников и офицеров, 7 или 8 про­вокаторов. Как видно, за краткий период каждый второй убитый армянскими террористами был этнический армянин. Как нам представляется, армянские террористы, убивая мирных граждан армянской национальности, преследовали цель сеять страх среди армянского населения, путем запугивания и шантажа добивались подчинять их своей воле, а также заставить их молчать относительно бесчеловечной сущности армянских террористов.
Аналогичный метод был применен армянскими бан­ди­та­ми почти сто лет спустя в Сумгаите в 1988 году. Ус­та­­нов­лено, что эти события были подготов­лены и спрово­цированы КГБ СССР, а их исполнителями были уголов­ники и бандиты из этнических армян во главе с Эдуардом Гри­горяном, который в ходе этих событий лично сам убил пятерых армян. Во время этих событий объектом нападения и насилия стали именно те этнические армяне, которые не были членами экстре­мистских организаций «Карабах» и «Крунг». Отметим, что сумгаитские события были спланированы при активном участии армянских националистических кругов, с тем, чтобы создать благоприятную почву для широкой международ­ной антиазербайджанской кампании в преддверии вооруженного нападения против Азербайджана.
Отметим, что совершение насилия армянскими террористическими органи­зациями про­тив тех этнических армян, не же­лающих стано­виться соучастниками кровавых акций, подтверж­дается, в частности, заявлением руководителя АСАЛА Акопа Акопяна, сделан­ным 1 августа 1980 года газете «New-York Times» о том, что «наш враг — турецкий режим, НАТО и армяне, кото­рые не с нами».
Этот кровавый опыт армянских террористов был взят на вооружение дру­гими террористиче­скими организациями, которые и в настоящее время при­меняют его для подкупа чиновников государ­ствен­ных уч­реж­де­­ний и привлече­ния финансо­вых источников, а те, кто отка­зы­ваются со­­трудничать с терро­риста­ми, жестоким образом уничто­жают­ся. При раз­­решении разногласий меж­ду террористами внутри од­ной и той же тер­­рористи­ческой организации этот метод остается одним из самых эф­фек­­тивных — вопрос решается самым простым спо­со­­бом: тот, кто, с точ­­ки зрения руководства терро­ристиче­ской органи­за­ции, яв­ляет­ся ви­нов­ным, уничтожается, дру­гими словами, вопрос ре­шается по-сек­тант­ски.
Отметим, что в дальнейшем  метод убийства с особой жес­то­костью и изощрен­­ностью был использован армян­скими террористами много­крат­но не только против этни­ческих армян, отказавшихся участвовать в бесчеловеч­ных насилиях, но и против гражданского населения дру­гих национальностей в первую очередь против азербай­джанского насе­ле­ния. В дальнейшем история стала свиде­тельницей и других бесчело­веч­ных и изощренных видов наси­лия, в том числе и глумления над трупами. Скальпирова­ние трупа или живого человека, отрезание конечностей че­ловеческого тела, изнасилование женщин и малолетних детей, порка жи­вота беременных женщин, выкалывание глаз, четвертование или сож­же­­­ние живого человека — вот неполный перечень, применявшихся ар­мян­­скими тер­рористами чудовищных, бесчеловечных спо­со­­бов наси­лия над гражданским насе­лением. Эти и другие жестоко­сти армян­скими тер­ро­ристами были применены против этнических азербайджанцев в раз­ные периоды процвета­ния армянского терроризма в течение XX века.
Ряд авторов отмечает, что дашнаки и другие армянские группы в своей дея­тельности сознательно использовали террористические акты в широких масшта­бах, чтобы вызвать массовые репрессии и убийство армян со стороны османов, тем самым добиться широкой поддержки у армян и, наконец, вмешательства ведущих держав в их поддержку. В частности, по словам известного историка Уильяма Лангера, «непосредственной целью [армянских] агитаторов было подстрекательство к беспорядкам, сопровождаю­щимися бес­че­ло­вечными репрессиями, и, тем самым, спровоцировать вмеша­тельства дер­жав». В свою очередь, известный специалист по проблемам терроризма Уолтер Лакер писал, что «так как они [армянские терро­ристы] не надеялись свергнуть правитель­ства, их стратегия была основана на провокации. Они полагали, по всей вероятности, что их нападения на турков вызовет жестокую месть и в результате армянское население будет действовать более радикально; более решительные западные державы, потря­сенные массо­выми убийствами, будут выступать на их стороне».
Четвертое, армянские террористические организа­ции с целью при­вле­че­ния внимания иностранных госу­дарств и получения наибольшего эффекта планиро­вали и проводили свои акции в многолюдных местах — на пло­щадях и вокзалах, и, как правило, пользовались крайними прово­ка­ционными дейст­виями. Пригла­шение репортеров и журналистов сразу же после совершения насилия явля­лось обязательным атрибутом всех армянских террори­стических акций.
В этом смысле показательным является манифестация 30 сентября 1895 года, организованная партией «Гнчак» около Великой Порты (Баб-и-Али) в Стамбуле. Организа­торы акции заранее разослали письма во все посольства, где сообщали о мирном характере манифестации, высту­пая против любого акта насилия. Между тем, как отмечает австрийский ученый Э.Файгл,  «многие ма­ни­фес­танты явились с оружием для того, чтобы сделать 30 сентября памят­ным днем, спровоцировав столкновения с полицией. К полудню около 2 тыс. человек собрались в квартале Кум-Капы перед армянской патриар­хией. Толпа шумно горланила, раздавались крики о мщении, это про­дол­жалось до тех пор, пока один из вожаков восстания не выкрикнул: «Сво­бода или смерть!». Это было сигналом к штурму Баб-и-Али». Данная акция завершилась жерт­вами, а в течение нескольких дней Стамбул был парали­зован.
Пятое, уничтожение населенных пунктов, истребле­ние людей в массовом порядке, погромы, особая жесто­кость по отношению к мирным гражданам, в особенности к детям и женщинам, по этническому приз­наку, разруше­ние истори­­чес­ких, культурных и религиозных памятни­ков, а также социальных объектов (больниц, школ и др.) являются отличи­тель­ными чертами армянского терро­ризма.
Как известно, в начале XX века руководство «Даш­нак­цутюн» приняло реше­ние усилить деятельность пар­тии на Кав­казе, и с этой целью в октябре 1905 г. при­нят так называемый «Кавказский проект». К началу 1907 г. «Дашнакцутюн» имел 3233 группы, из которых более 2300 дейст­вовали в царской России, в основ­ном на Юж­ном Кавказе, а остальные в странах проживания армян­ской диаспоры. От­метим, что данное решение, в частности, было принято в ответ на Указ ру­сского царя от 1903 г. о конфискации имущества армянской григорианской церк­ви. Вскоре армянскими террористами были совершены многочисленные по­кушения на генерал-губернаторов и других чиновников России. Однако царской Рос­сии удалось направить террористическую деятельность «Дашнакцутюн» про­тив азербай­джанцев. В период 1905-1907 гг. армянские вооруженные отряды про­­ве­ли ряд широкомасштабных кровавых операций против азербайджанцев, кото­рые были начаты в Баку и охватили весь Азербайджан, а также азербайджан­ские населенные пункты на территории нынешней Армении. Были раз­рушены и стерты с лица земли сотни населенных пунктов, варварски убиты тысячи азербай­джанцев. Согласно информации Генерального консульства Османского государст­ва в Тифлисе от 22 января 1906 г., в течение 1905 г. только в Гяндже армян­скими боевиками были сожжены более 300 мусульманских домов и убиты тысячи мусульман, в массовом истреблении которых также принимали участие более 800 армянских боевиков, прибывших из Эрзерумской области Османского государства. Важно подчеркнуть, что в погромах азербайджанцев активное участие принимала армян­ская церковь. Так, в 1907 г. полицией было обнаружено большое количество огне­стрельного оружия и взрывчатых веществ в армянских церквях в г. Гянджа. Согласно письму Генерального консула Османского госу­дарства в Тифлисе Фовзи, адресованному Министру Иностранных дел, обнару­жен­ные в армянских церквях оружие и боеприпасы принадлежали группи­ровкам «Дашнакцутюн». Помимо этого, в том же году в Гяндже за хранение в своем доме большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ был арестован один из влиятельных лидеров «Дашнакцутюн», архимандрит армянской церкви Корпик, который также вынашивал планы осуществить диверсионно-террористи­ческие акции на территории Османского государства.
Начиная с декабря 1917 г. по июнь 1918 г., были разграб­лены и сож­же­ны 200 азер­байджанских деревень только в Ире­ванс­кой губернии, входившей после под­пи­­сания Гюлистанского и Туркменчайского дого­воров в состав царской России. Армянские вооруженные формирования применяли против азербай­джан­цев став­шей уже традиционной политику этнической чистки. Как пишут американские ученые Дж.Маккарти и К.Маккарти, «массовые убийства и разру­шенные деревни побуждали последних (азербайджанцев — Прим.Р.С.) покидать свои родные места. К концу конфликта 180000 мусульман, или более двух третей мусульман­ского населения Иреванской губернии, были или убиты, или стали беженцами».  Под знаменем большевизма и борьбы с контрреволюционными элемен­тами Бакин­­ская коммуна под руководством С.Шаумяна с марта 1918 г. присту­пила к осуществ­ле­нию зловещего пла­на по ликвидации азербай­джан­цев всей Бакинской губер­нии. С осо­бой жестокостью геноцид азербай­джанцев осу­ществлялся в Баку, Шемахе, Губе, Карабахе, Зангезуре, Нах­чыване, Лянкя­ране и других ре­гионах Азер­байджана. В массо­вом порядке было истреб­лено мир­ное населе­ние, со­жжены деревни, разрушены и уничтожены националь­ные памятники куль­туры, школы, больницы, мечети и другие соору­же­ния, превращена в руины большая часть Баку. Согласно отчету Чрезвычайной Следственной Комиссии, создан­ной Постановлением правительства АДР для расследования насилий над мусуль­манами и их имуществом 15 июля 1918 г., число погибших тюрко-мусульман­ского населения только в г.Баку составляло 12 000 человек. Более половины жителей Баку — этнических азербайджанцев были вынуждены бежать из города. В целом, как отмечают Дж.Маккарти и К.Маккарти, в остальной части Азер­бай­джана, по данным американских разведывательных источников, 60 000 азербай­джан­ских тюрков стали беженцами и 420 мусульманских сел было разрушено армянами. По различным оценкам на Южном Кавказе в этот период было уничтожено от 50 000 до 100 000 этнических азербай­джанцев.
После провозглашения государственной независимости 28 мая 1918 г. Азер­бай­джан вновь столкнулся с территориаль­ными притязаниями армян. С уче­том сложившихся истори­ческих и политических реалий, а также в целях устра­нения тер­ри­­ториальных притязаний в 1918 году было реше­но передать армянам Иреван, и на азербайджанских землях было созда­но армян­­ское государство со столицей в городе Иреван. Од­на­ко и после этого продол­жалось изгнание азербай­джанцев с этих и других земель. В результате воору­женной агрессии армяне, захва­тив Зангезур­ский коридор, добились установ­ле­ния гра­ни­цы с Персией.
(Продолжение следует) 
Рамиз Севдималыев,
доктор политических наук